Универсальный борец с гриппом

25.08.2015

Вакцину, которая защищает от множества видов гриппа и уже доказала свою эффективность в экспериментах на мышах и обезьянах, создали ученые. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о последних достижениях в области борьбы с гриппом.

Основной проблемой в разработке вакцин против гриппа является то, что вирус постоянно мутирует, при этом новые штаммы болезни оказываются невосприимчивыми к старым вакцинам. Это приводит к тому, что люди вынуждены делать прививки от гриппа ежегодно, а врачи зачастую не успевают создавать препараты, предохраняющие от стремительно распространяющихся новых «версий» гриппа.

Более того: поражающие животных вирусы гриппа также способны мутировать и передаваться человеку — именно так появились известные всем свиной и птичий гриппы. Несмотря на то что вирус поддается лечению и при своевременной диагностике и в отсутствие осложнений прогноз весьма благоприятный, в некоторых случаях заболевание может стать смертельным.

Ученые в течение долгого времени ведут работу над созданием препаратов, которые могут быть использованы для борьбы с несколькими штаммами вируса. Сразу два престижных научных журнала — Science и Nature Medicine — опубликовали статьи исследовательских групп, возглавляемых Антониеттой Импаглиаццо из Института вакцин компании Crucell в Лейдене и Гарри Нэйбелом и Барни Грэхемом из Национальных институтов здравоохранения США. Ученые совершили важный прорыв в разработке вакцины от многих штаммов вируса гриппа, сумев обнаружить особые антитела широкого спектра действия.

Исследовательская группа Гарри Нэйбела и Барни Грэхема создала вакцину, которая сумела спасти подопытных мышей от гибели при воздействии смертельной дозы вируса птичьего гриппа H5N1. Уникальным является то, что вакцина была создана на основе белка гемагглютинина вируса свиного гриппа H1N1. Гемагглютинин — это вещество, которое обеспечивает способность вируса прикрепляться к клетке-хозяину и остается неизменным при любых мутациях вируса. Успех ученых говорит о том, гемагглютинин может стать идеальным объектом для создания универсальной вакцины от гриппа: если белок не затрагивается мутациями, нужно создать такой препарат, который будет действовать именно на гемагглютинин, предохраняя здоровые клетки от контакта с вирусом и препятствуя развитию болезни.

Эта гипотеза была доказана работой исследовательской группы Антониетты Импаглиаццо.

Она и ее коллеги заражали мышей различными штаммами вируса гриппа, а затем извлекали из их организма вырабатываемые в ответ на вирус антитела. Затем эти антитела вновь вводились зараженным грызунам, а исследователи наблюдали, каким образом организм отреагирует на подобное лечение.

В результате специалистам удалось выделить антитела CR8071 и CR9114, которые оказались способными нейтрализовать все типы вируса гриппа серовариантов А и В. Вирус типа А вызывает самые масштабные эпидемии гриппа и мутирует с большой скоростью (птичий и свиной гриппы относятся именно к этой категории), а вирусы типа В обладают большей устойчивостью, мутируют медленнее и распространяются на ограниченной территории. Такие «суперспособности» антител обусловлены следующим фактором: они воздействуют на ту часть вируса гриппа, которая не меняется при мутациях, а именно — на гемагглютинин.

Испытания на мышах и обезьянах продемонстрировали эффективность антител: организм грызунов сумел полностью справиться с вирусами гриппа, а у обезьян симптомы болезни проявились гораздо слабее обычного.

Первые в борьбе с гриппом

Ученые не скрывают, что им предстоит еще много работы — в частности, необходимо понять, как вакцина будет работать в случае с человеком, а также нет ли у нее скрытых побочных эффектов. Но в любом случае, как утверждают авторы исследования, их достижение существенно приблизило человечество к созданию универсальной вакцины от гриппа.

Впрочем, вакцина – не единственное средство, при помощи которого ученые предлагают нам защищаться от болезни. Так, несколько недель назад журнал PLOS Pathogens опубликовал исследование группы американских ученых под руководством Якоба Юнта из Университета штата Огайо, которые нашли потенциальный способ заставить организм самостоятельно защищаться от всех типов гриппа.

Организм человека способен вырабатывать особый белок под названием IFITM3. Процесс его производства запускается в том случае, если человек заражается вирусом гриппа. IFITM3 привлек внимание ученых потому, что он способен бороться абсолютно со всеми разновидностями заболевания. Белок находит вирус и подавляет его способность к размножению, тем самым снижая агрессивность болезни. Ученые предположили: если заставить организм вырабатывать IFITM3 не после заражения, а до него, человек приобретет естественный иммунитет ко всем штаммам вируса.

Исследователи поняли, что добиться этого можно путем подавления деятельности фермента NEDD4, который обычно — когда организм находится в здоровом состоянии — не дает вырабатываться белку IFITM3. Эксперименты на мышах показали, что подавление фермента в теле эмбриона невозможно, так как в результате зародыш не доживает до момента появления на свет. В данный момент ученые работают над решением вопроса о том, когда именно нужно и можно воздействовать на NEDD4, чтобы это не влекло за собой побочных эффектов и одновременно с этим не мешало выработке белка.

Источник: Газета.ру