Инфекции все сложнее лечить, потому что антибиотики свободно продаются в аптеках

16.03.2016

«ДОЛОЙ АНТИБИОТИКИ ИЗ МЕНЮ!»

Ко Всемирному дню прав потребителей, который отмечается в середине марта и в этом году проходит под лозунгом «Долой антибиотики из меню!» (Antibiotics off the Menu), Роспотребнадзор обнародовал пугающие данные:

• сегодня в сельском хозяйстве используется вдвое больше антибиотиков, чем в медицине;
  • растут масштабы нелегального применения таких препаратов для сохранности морепродуктов, фруктов и овощей;
  • крупный и мелкий рогатый скот, свиней и птицу в России пичкают антибиотиками, которые запрещены для этих целей в странах ВТО и Евросоюза (нитрофураны, метронидазол и др.).

Чем все это чревато для человека? Специалисты Роспотребнадзора перечисляют опасные последствия бесконтрольного использования антибиотиков в сельском хозяйстве и, соответственно, их попадания к нам на стол:

1. возникает антибиотикорезистентность, то есть лекарства становятся бессильны перед возбудителями пищевых инфекций;
  2. появляются микробы с повышенной агрессивностью;
  3. у людей развиваются аллергии;
  4. нарушается микрофлора кишечника.

По данным ведомства самое большое количество антибиотиков у нас сегодня обнаруживаются в молоке и молочных продуктах, а самое низкое - в продуктах детского питания.

ОПАСНОСТЬ ТАИТСЯ В БОЛЬНИЦАХ

Насколько опасна сложившаяся ситуация и чего нам ждать в будущем от микробов, которые становятся все устойчивее к антибиотикам? Рассказать всю правду мы попросили всемирно известного ученого-микробиолога, профессора, директора Центра системной биомедицины и биотехнологий Сколтеха Константина Северинова.

- Главная проблема, несущая угрозу жизни людей, возникла вовсе не из-за бесконтрольного применения антибиотиков в сельском хозяйстве, - сразу опровергает ученый. - Для человека опаснее всего внутрибольничные инфекции. Их возбудители - стафилококки, клебсиеллы, акинетобактеры и некоторые другие бактерии имеют множественную устойчивость к антибиотикам, которые - заметьте - никогда не использовались при выращивании рыбы и скота.

С внутрибольничными инфекциями, вызванными устойчивыми к антибиотикам бактериями, очень тяжело справиться. Главная причина их возникновения, безусловно, это бесконтрольное применение антибиотиков для лечения людей.

- Вы имеете в виду самолечение или врачи назначают антибиотики слишком часто, не всегда оправданно?

- Может быть и то, и другое. Для меня, например, крайне удивительно, что у нас антибиотики продаются без рецептов, и люди порой едят их едва ли не как витаминки. Врачей, наверное, винить трудно, они стремятся спасти пациентам жизнь. Но, по-хорошему, нужно грамотно, с умом использовать продуманные схемы ротации антибиотиков и принимать их определенным образом, обязательно проходя полный курс лечения - это резко снижает риск возникновения устойчивых микробов. И, конечно, нужно прекратить безрецептурную продажу антибиотиков.

БАКТЕРИИ НЕ БУДУТ НАМ МСТИТЬ

- И все же не только наш Роспотребнадзор, но и Всемирная организация здравоохранения встревожены, что антибиотиками слишком активно пичкают рыбу, птицу, свиней и коров. Это ведь не может не отразиться на человеке и окружающей среде?

- Антибиотики в сельском хозяйстве используют не только для лечения животных - они дают привес (известно, что антибиотики способствуют повышению аппетита и стимулируют набор веса. - Авт.). Это уже экономика, прибыль, что заметно повышает заинтересованность производителей в использовании таких препаратов.

В результате количество антибиотиков, хоть и в достаточно низких концентрациях, в окружающей среде в целом повышается. Соответственно, повышается число бактерий, устойчивых к антибиотикам.

- В итоге может появиться невиданный монстр, против которого все известные нам лекарства будут бессильны?

- Абсолютно новых микробов - возбудителей инфекций не возникает. Бактерии все те же. Это классический случай дарвиновского естественного отбора. Всякий, кто не верит в эволюцию, может посмотреть на историю возникновения и распространения лекарственной устойчивости бактерий и убедиться, как прав был великий ученый. После введения антибиотиков в медицинскую практику у микробов произошел отбор по признаку устойчивости к этим препаратам, а не по признаку патогенности (способности вызывать болезни. - Авт.).

То есть бактерии не становятся какими-то особенно злыми и агрессивными, не пытаются отомстить людям, заражая и убивая их, а всего лишь стремятся выжить в новых условиях. А те, которые не приобрели устойчивости к антибиотикам, просто не выживают, прекращают свое существование. Все это для нас с вами, к сожалению, означает появление проблем при лечении самых обычных инфекций, которые еще совсем недавно казались побежденными.

ВЕЧНЫЙ ПОИСК

- Какой же выход?

- Безусловно, не следует злоупотреблять использованием антибиотиков в сельском хозяйстве. И совершенно точно нельзя использовать одни и те же антибактериальные препараты в с/х и медицине. Ведь гены устойчивости к антибиотикам относятся к так называемым прыгающим генам. Они способны к горизонтальному переносу - то есть могут передаваться от одного вида бактерий к другому, распространяясь среди микробов, как лесной пожар. Поэтому в целом естественный отбор бактерий, устойчивых к антибиотикам, в сельскохозяйственной практике, это плохо. Повышается риск, что гены устойчивости могут передаться бактериям, заражающим людей. Но, подчеркиваю, опасность этого несопоставимо ниже, чем угроза от внутрибольничных патогенных штаммов, которые гораздо более устойчивы к антибиотикам, используемым в медицине. Эти штаммы «возникают», а на самом деле отбираются по закону эволюции, непосредственно в медицинских учреждениях, где годами используются антибиотики для лечения пациентов.

А вообще нужно исходить из того, что устойчивость будет возникать всегда. Антибиотики не были изобретены людьми - миллиарды лет бактерии производили их, чтобы ограничивать рост других микробов. При этом сами бактерии устойчивы к производимым ими антибиотикам, у них есть соответствующие гены. Так что человечеству придется постоянно искать новые антибиотики, чтобы выигрывать в эволюционной гонке с бактериями. А микробы всегда будут приобретать устойчивость.

НАША СПРАВКА

По сути антибиотики - это вещества, которые выделяют микроорганизмы для общения друг с другом. «Представьте себе: в определенном объеме есть некоторое количество бактерий, и каждая выпускает наружу некое вещество, присутствие которого она и её собратья могут почувствовать, - поясняет Константин Северинов. - Если бактерий много, то концентрация этого вещества будет высокой и микробы «поймут», что здесь тесно, пищи на всех не хватит и прекратят расти. Вот эти вещества, дающие сигнал, что расти дальше нельзя, и есть антибиотики».

ВСЕСИЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО ЭТО МИФ

- Периодически появляются сенсационные сообщения, что открыт универсальный антибиотик.

- Это глупость. Нужно смириться с тем, что никогда не появится антибиотик, который станет магической пулей и позволит победить всех бактерий. Антибиотики - природные вещества, и гены устойчивости к ним - это оборотная сторона существования антибиотиков. Они всегда «идут» рука об руку.

- А насколько успевают за изменчивыми бактериями люди - ученые, ищущие новые антибиотики? Мы еще держим руку на пульсе или рискуем оказаться с инфекциями один на один, без работающих антибиотиков?

- Справедливо считается, что «золотой век» антибиотиков был в 50 - 60 годах прошлого века. Тогда ученые открыли большое количество антибиотиков - хотя, конечно, бактерии «создали» и ввели их в практику намного раньше (см. «Нашу справку»). С тех пор новых препаратов появилось немного. А количество устойчивых бактерий увеличилось. Мы, конечно, еще не дошли до состояния конца 19 - начала 20 века, когда люди умирали от чахотки, холеры и многих других бактериальных инфекций. Но количество и распространенность устойчивых бактерий растет, на это нельзя закрывать глаза.

ЗАПАСЫ В ЦВЕТОЧНОМ ГОРШКЕ

- Бактерий огромное количество, значит и веществ - потенциальных антибиотиков - которые выделяют микробы «для выяснения отношений» друг с другом должно быть много.

- На самом деле известных природных антибиотиков десятки тысяч. Открывать их не так уж сложно: среди микроорганизмов, обитающих в почве цветочного горшка на вашем подоконнике, наверняка найдутся такие, которые производят новые антибактериальные вещества. Но от этого до лекарства еще очень долгая дорога.

- В чем основная сложность?

- Трудностей полно. Нужно, чтобы антибактериальное вещество - прототип лекарства-антибиотика было стабильным, биодступным, не токсичным для человека, чтобы его можно было произвести в массовом масштабе и очистить. Не говоря уже о том, что есть масса регуляторных правил, бюрократических сложностей, испытаний - требований, которых не существовало в 50-х годах, когда были открыты первые антибиотики. При нынешних условиях многие из них просто не дошли бы до аптек.

- Тем не менее ресурсы для поиска есть, так?

- По сути запасы антибактериальных веществ неисчерпаемы, ведь разнообразие бактерий огромно. Но найти будущий блокбастер, субстанцию, которая станет действенным лекарством, это во многом вопрос везения - все равно, что выиграть в лотерее.

ПОВЕЛИТЕЛЬ БАКТЕРИЙ

- Констатин, говорят, в вашей лаборатории в Сколтехе и других институтах вы изучаете тайны бактерий, в том числе связанные с антибиотиками.

- Это так. Главная загадка, которую мы пытаемся разгадать: как и почему бактерии решают производить какую-нибудь «гадость», чтобы навредить родственникам, а самим при этом остаться живыми.

- То есть вы раскрываете секреты действия природных антибиотиков?

- Да, нам интересно, какая химическая структура у антибактериальных веществ, как они убивают чувствительные клетки. И почему бактерии, которые производят антибиотики, устойчивы к ним. Ведь на самом деле источник генов устойчивости к антибиотикам - микробы, которые производят те или иные антибактериальные вещества. Выяснение всех нюансов происходящего поможет человечеству овладеть средствами контроля и быть во всеоружии перед самыми опасными инфекциями.

Источник: КП