Новости 4 месяца назад

В России корью заболело рекордное число детей минимум с 2015 года

За три квартала 2023 года заболеваемость корью в России выросла почти в 300 раз — инфекцией заразились больше 8 тыс. человек. Это рекорд минимум за несколько лет наблюдений. Несмотря на продолжающийся рост случаев заболевания, врачи почти полгода фиксируют дефицит коревых вакцин для детей.

С января по сентябрь 2023 года в России выявлено 8073 случая кори — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 28 732% (в 288 раз), следует из данных Роспотребнадзора, с которыми ознакомился «МВ». Большинство заболевших (4989 чел.) — дети до 14 лет.

Согласно изученным «МВ» данным статистики, нынешняя динамика заболеваемости и количество зараженных — рекорд минимум с 2015 года. Показатели заболеваемости вдвое выше предыдущего рекорда за последние несколько лет (в 2019 году за январь—сентябрь было зафиксировано около 4 тыс. случаев).

Заболеваемость корью в России

Янв-сен 2023
8083
4989
Янв-сен 2022
28
19
Янв-сен 2021
1
0
Янв-сен 2020
1214
763
Янв-сен 2019
4033
1993
Янв-сен 2018
2255
1172
Янв-сен 2017
288
175
Янв-сен 2016
80
40
Янв-сен 2015
826
320
Общее число заболевших
В т.ч. детей

по данным Роспотребнадзора

Растет заболеваемость и другими вакциноуправляемыми инфекциями. Так, коклюш «вырос» за девять месяцев текущего года на 1096% до 20 тыс. случаев, из них 17,4 тыс. случаев — дети до 14 лет. Заболеваемость ветряной оспой увеличилась на 18% до 580 тыс. случаев.

UPD: После выхода материала в пресс-службе Роспотребнадзора ответили «МВ», что эпидситуация по кори в стране «контролируемая», а в 2023 году «наблюдается очередной циклический подъем, традиционный для кори». Его причиной назвали непривитых граждан, по большей части прибывших из стран ближнего зарубежья.

По словам врача-инфекциониста, заведующего в одном из федеральных медцентров Валентина Ковалева, динамика по кори была ожидаема: предыдущие несколько лет доминировал COVID-19, из-за чего другие инфекции были вытеснены. При этом он отметил, что сыграли роль и антивакцинальные убеждения, которые вызвали вспышки инфекций, и дефицит вакцин. «Инфекция очень контагиозная, и при контакте с корью заболевают все непривитые. Из-за значительного числа последних мы получили крупные вспышки кори, куда были брошены запасы вакцин, и как итог еще дополнительно возник дефицит препаратов, поскольку в короткие сроки невозможно нарастить вакцинное производство», — пояснил эксперт.

По словам врача-инфекциониста клиники «Докмед» Ирины Саматовой, на рост кори повлияла крупная неиммунная прослойка детского и взрослого населения, «которая сформировалась за годы существования антивакцинального движения и отказа родителей от вакцинации», высокие темпы миграции (речь и о притоке мигрантов из Средней Азии, и о выезде граждан России в страны ближнего зарубежья). По словам врача, перебои с вакцинами «носили краткосрочный характер и существенно не могли повлиять на текущий уровень заболеваемости корью».

В АНО «Коллективный иммунитет», отслеживающем ситуацию с вакцинами, «МВ» рассказали о продолжающихся перебоях с коревыми вакцинами уже на протяжении полугода (с весны 2023 года). «Дефицит сохраняется. Вакцины от кори нет практически нигде», — сказала глава организации Антонина Обласова. Подтвердила ее слова и заведующая детским поликлиническим отделением городской поликлиники № 91 Санкт-Петербурга Татьяна Давыдова, которая сказала, что вакцин в ее медучреждении нет с лета. Дефицит препаратов дополнительно усугубляет ситуацию с заболеваемостью. «С одной стороны, нынешняя заболеваемость — это отголоски COVID-19. С другой стороны, я вижу, что определенно половина детей, не привитых в пандемию, привилась бы летом и осенью, но дефицит сделать это не позволяет. Те, кто раньше не хотел прививаться, — сейчас хотят, а нечем», — пояснила врач.

Пока перспектив для снижения заболеваемости корью эксперты не видят: в отличие от других инфекций, которые развиваются волнообразно, корь будет расти до тех пор, пока не переболеют все непривитые, поясняет Ковалев. «Увеличение заболевших будет превалировать именно за счет непривитого населения, в том числе в детских садах и других учебных заведениях», — соглашается Ирина Саматова.

Летом 2023 года «МВ» написал о перебоях с поставкой сразу нескольких вакцин, в дефиците — препараты от кори и ветрянки. Тогда директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович поясняла, что у Минздрава мог произойти сбой в планировании обеспечения населения вакцинами: «Новые регионы и мигранты из Cредней Азии изменили распространенность кори, а Минздрав, вероятно, не успел сориентироваться и не скорректировал вовремя график производства под новые объемы».

Директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций, глава герпес-центра МНОЦ МГУ Георгий Викулов в интервью «МВ» среди главных причин роста заболеваемости корью называл эффект пандемии COVID-19 — во время локдауна у огромного числа детей были пропуски вакцинации. Кроме того, отмечал эксперт, вирус SARS-CoV-2 обладает иммуносупрессивным действием. Еще одна причина — приток мигрантов. Усугубить ситуацию могло и массовое прибытие беженцев из Украины, где несколько лет наблюдалась вспышка кори.

Источник данных: Медвестник

Новости

В пятницу, 2 февраля, премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным подписано распоряжение, официально приостанавливающее переход России на Международную классификацию болезней и связанных со здоровьем проблем 11-го пересмотра (МКБ-11). Об этом информирует РБК.

Минздрав смягчит требования к вакцинации граждан против коронавируса, оставив ее обязательной только для уязвимых категорий населения. Ревакцинироваться предлагается через год после последней прививки.

За октябрь 2023 года в России было выявлено 7,2 тыс. случаев коклюша — рост относительно октября 2022 года в 17,3 раза, следует из данных статистического сборника «Социально-экономическое положение России». Ранее «МВ» обратил внимание на рост заболеваемости коклюшем за 9 месяцев 2023 года на 1096%, до 20 тыс. случаев.

Минздрав рассчитал стоимость включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) вакцинации от менингококковой инфекции. Расходы составят 8—9 млрд рублей, сообщил 17 июля заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев на организованном Народным фронтом «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения.

В России по итогам апреля выросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями. По данным Роспотребнадзора, в апреле было зарегистрировано 686 случаев заболевания корью (для сравнения: за аналогичный месяц 2022 года — три случая, рост более чем в 200 раз). В пять раз выросла заболеваемость коклюшем (1 тыс. чел.), в 2,3 раза — паротитом (100 чел. за апрель).

До 20 мая регионам рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению диагностики и профилактики дифтерии в условиях рисков завоза этой инфекции из неблагополучных территорий – предусмотреть средства на закупку современных препаратов, в том числе для экспресс-диагностики и вакцинации населения.

Заболевание корью зафиксировали у ребенка в Иркутской области. Регион стал уже шестым сибирским субъектом, в котором выявлено заболевание. В управлении Роспотребнадзора заявили, что «рост заболеваемости корью происходит преимущественно за счет непривитых граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья».

Правительство отодвинуло сроки внесения в нацкалендарь новых прививок: теперь препарат от ротавируса будет добавлен в него только в 2025 году, а вакцина против ветряной оспы — в 2027 году.

Ущерб от инфекционных заболеваний в России в 2021 году составил почти 1 трлн руб. Об этом сообщил главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням у детей, президент Детского научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России академик РАН Юрий Лобзин.